Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище.Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ.

Либидо – (от лат. libido) влечение, желание, страсть, стремление. Понятие либидо введено врачом Морицом Бенедиктом в статье “Электротерапия” в 1868 году. До Зигмунда Фрейда в медицине и психологии термином либидо обозначали просто сознательное стремление к сексуальному поведению, такого же определения придерживаются и современные психиатры.

«Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается половое влечение. При этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в обыденном языке; наука пользуется словом либидо – так определяет этот термин Зигмунд Фрейд в “Трех очерках по сексуальности”.

Но, в отличие от общепринятого в то время значения, у Фрейда либидо – не просто сексуальное влечение, а основная жизненная энергия человека, основа мотивации (смысла жизни) человека, наряду с инстинктом самосохранения. Фрейд фактически приравнивает сексуальность к любви: «Мы употребляем слово сексуальность в том широком смысле, в каком немецкий язык употребляет слово любить», – пишет Фрейд в статье “О “диком” психоанализе”. Во многих своих работах (особенно ранних) Фрейд и его сторонники категорически настаивают, что в любой любви, будь то любовь ребенка к матери или матери к ребенку, и даже в дружбе, будь то дружба между женщиной и женщиной или между мужчиной и мужчиной, в основе побуждающего мотива, содержится сексуальное влечение. Само зарождение психики человека, которое происходит в процессе сосания груди, обязано либидозному влечению ребенка к матери, носящего сексуальный характер.

Фрейд расширил понятие сексуальности до любого возбуждения (включая, садизм и мазохизм), связанного с удовольствием или неудовольствием, сознательным или бессознательным. А если либидо – жизненная энергия – несет в себе сексуальный характер, то движет человеком, по мнению Фрейда и его последователей, сексуальное влечение. За такой взгляд на суть существования человека психоанализ был обвинен в пансексуализме.

Фрейд всегда настаивал на сексуальном характере либидо, и навсегда рассорился со своим любимым учеником Карлом Юнгом из-за разногласий по этому вопросу: «Но если, по примеру К. Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений» (“Три очерка по сексуальности”).

Во времена Фрейда, если психоаналитик не придерживался центрального значения сексуального влечения в жизни человека – то лишался возможности называться психоаналитиком. А чтобы психоаналитики не издавали статей, противоречащих этой парадигме, был создан специальный комитет. Фрейд рассорился также со своим учеником Альфредом Адлером, поставившим во главу угла не половое влечение, а влечение к превосходству, и с Отто Ранком, который попытался вывести причину всех неврозов из травмы рождения.

Большинство современных психоаналитиков продолжают буквально следовать концепции либидо по Фрейду, хотя сегодня в США, Испании и Аргентине существует достаточно большое крыло психоаналитиков, приверженцев психологии Самости (Self-психологи) и интерсубъективного подхода в психоанализе, которые, не то что бы против концепции либидо по Фрейду, но они не ставят сексуальный инстинкт во главу угла, сохраняя при этом идентичность психоаналитика.

В своей работе “О нарциссизме” Фрейд писал: «Возможно, что сексуальная энергия либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Но такого рода утверждение не имеет никакого значения. Оно относится к вещам, столь отдаленным от проблем, связанных с нашими наблюдениями, и имеет так мало фактического содержания в смысле положительных знаний, что с ним одинаково не приходится ни считаться, ни оспаривать его». Знаменательно, что это замечание о «вещах, с которыми не приходится ни считаться, ни оспаривать» Фрейд первоначально сделал именно в статье “О нарциссизме” – и именно с пересмотра концепции нарциссизма по Фрейду и фрейдовского понятия нарциссического либидо, которое он и определил в этой статье, и начался пересмотр примата сексуальности в психоанализе, и переключение внимания на «вещи, столь отдаленные от проблем, связанных с психоаналитическими наблюдениями».

Человек, который создал принципиально новое направление в психоанализе, психологию Самости, – это экс-президент Американской психоаналитической ассоциации Хайнц Кохут. Кохут обнаружил альтернативную мотивацию сексуальному влечению – нарциссическую мотивацию, и разработал сложную психоаналитическую теорию нарциссизма. Под нарциссической мотивацией у Кохута можно понимать все верхние этажи Пирамиды потребностей по Маслоу, находящиеся выше физиологических потребностей, куда и входит сексуальная потребность. По теории Кохута нарциссическое либидо не трансформируется в объектное либидо, на чем настаивал Фрейд, а имеет место две независимые линии развития: нарциссическая линия и объектная. В дальнейшем Кохут и вовсе отказался на разделение либидо на нарциссическое и объектное, по сути, вернувшись к экономической (энергетической) концепции Карла Юнга о либидо, как единой энергетической жизнеобразующей силе человека.

После смелого шага Кохута, революционного для психоанализа, многие психоаналитики стали расширять его мотивационную систему.

Среди них Джозеф Лихтенберг, американский психоаналитик, который расширил мотивационную систему человека, включив в нее:

:: регуляцию физиологических потребностей,
:: привязанность и аффилиацию (стремление быть в обществе других людей),
:: исследование и самоутверждение,
:: аверсивность (чувство неприязни, отвращения, ухода в себя)
:: чувственное удовольствие и сексуальное возбуждение.

Хуго Блэйхмар, испанский психоаналитик, еще более углубил и усложнил модель психики человека в рамках психоанализа, введя теорию модульных систем, в которую входят:

:: нарциссическая система,
:: чувственно-сексуальная система,
:: система сохранения себя/другого,
:: ресурсы Я для удовлетворения потребностей/желаний,
:: нормы и идеалы, управляющие желаниями и реализацией,
:: система защит,
:: агрессивность,
:: сигнальная система (тревога/недовольство, специфичная для каждого модуля).

Нужно подчеркнуть, что психология мотивации по Фрейду никогда не была монистична, т.е. не состояла только из одного сексуального влечения. Фрейд упоминал и другие влечения, например, влечение к самосохранению, к власти и самоутверждению, которые он называл «частными», подчеркивая этим их второстепенное значение. Он называл их влечениями Я (Эго), в противоположность либидо, влечению Ид

В первой своей концепции сексуальному инстинкту, порождающего принцип удовольствия, Фрейд противопоставлял принцип реальности, исходящий от инстинкта самосохранения. Об этом читайте статью у меня на сайте “Принцип удовольствия и избегания неудовольствия”.

Во второй концепции Фрейд сексуальному инстинкту противопоставил инстинкт смерти, чему посвящена моя другая статья “Инстинкт смерти”.

Trending