Определение контрпереноса
(как контрперенос проявляется)

Контрперенос – это все, что связано с чувствами или действиями психоаналитика в связи с взаимодействием с пациентом. Это могут быть чувства, мысли, фантазии или картины, которые совершенно неожиданно возникают у психоаналитика. Это может проявляться меняющимся настроением, колебаниями интереса и скуки, появляющиеся как знаки бессознательных реакций психоаналитика. Он может забывать про сессии с пациентом или наоборот, чрезмерно продолжать время сессии, быть излишне доброжелательным или слишком строгим и критичным.

Это могут быть едва уловимые, почти незаметные отклонения в методах проведения психоанализа, или это могут быть серьезные нарушения аналитической позиции психоаналитика, которые могут привести к проблемам во взаимоотношениях между пациентом и психоаналитиком.

Контрперенос – это понятие, которое психоаналитики сегодня используют для обозначения эмоционального участия психоаналитика в отношениях с пациентом. Сегодня понятие контрпереноса используется как обозначение сложного явления, которое может служить как помехой, так и давать информацию для понимания психоаналитиком того, что происходит во взаимодействии с пациентом.

С психоаналитической точки зрения, перенос есть общее повседневное явление, которое окрашивает большинство, если не все наши отношения. Во взаимоотношениях с людьми, особенно, если они вызывают сильные чувства, мы используем опыт взаимоотношений со значимыми людьми в детстве в формировании шаблонов для наших нынешних позиций и ожиданий. Но в психоаналитической ситуации есть особая атмосфера для развития переноса – это приватность, деликатное поведение психоаналитика, его внимание и интерес к пациенту и, конечно, основное правило психоанализа говорить все, что приходит в голову. Все это является приглашением к психотерапевтической регрессии, что способствует развитию переноса. В связи с этим переносы становятся сильнее, четче, и занимают более доминирующую позицию, чем в повседневной жизни.

Перенос пациента, конечно, оказывает воздействие на психоаналитика. Чем сильнее трансферентные чувства у пациента, тем более сильные контртрансферентные чувства возникают у психоаналитика.

Англоязычный термин transference переводится на русский как перенос (или в транскрипции как трансфер). Соответственно термин counter-transference переводится как контрперенос (или в транскрипции как контртрансфер). Эти термины пришли в русский язык из английского, и являются попыткой перевода на английский язык немецких слов Übertragung и Gegenubertragung соответственно, которые и использовал сам Фрейд.

Сам Фрейд считал Gegenubertragung нежелательной помехой, мешающей работе психоаналитика, и никак эту концепцию не развивал (об этом далее).

В дореволюционных переводах работ Фрейда термин Gegenubertragung переводили на русский как противоперенос.

За время упадка психоанализа в коммунистической России прервалась связь с международным психоаналитическим сообществом. А когда с перестройкой вернулся в нашу страну психоанализ, пришло много новых статей по психоанализу, среди них особое место заняла статья британского психоаналитика Паулы Хайманн, которая утверждала, что контрперенос является неизбежным и даже полезным для понимания пациента (об этом далее). И в постперестроечной России стал активно использоваться перевод этого термина с английского как контрперенос.

Но, на самом деле, слова контрперенос или контртрансфер не очень подходят для обозначения того явления, которое они обозначают. Частица контр – часть сложных слов, обозначающая активное противодействие, противоположность тому, что выражено во второй части слова, например, контратакаконтрмераконтрсанкция.

Контрперенос – это реакция психоаналитика на перенос пациента, эта реакция не должна уничтожать перенос пациента, а дополнять общую картину психоаналитического взаимодействия. (Хотя, впрочем, встречаются психоаналитики, которые своей неосознанной контртрансферентой реакцией подавляют перенос пациента. Например, в ответ на критику пациентом психоаналитика, тот может сказать: Вы должны учиться подавлять свою агрессию! Очевидно, что здесь затронут комплекс неполноценности самого психоаналитика.)

Конечно, контрперенос – это не противоперенос, было бы удачнее использовать дословный перевод слова Gegenubertragung на русский как встречный перенос. Но термин контрперенос стал особым термином, введенным Паулой Хайманн, а не Фрейдом, как способ понимания пациента психоаналитиком. Он является противоположностью встречному переносу психоаналитика, который считается нежелательным, потому что привносит личные переживания психоаналитика в аналитическое поле. Именно о негативном проявлении встречного переноса предостерегал Фрейд.

Классический взгляд на контрперенос
(Gegenubertragung – встречный перенос)

Суть психоаналитической ситуации заключается именно в том, чтобы позволить пациенту выражать то, о чем он думает или чувствует, независимо от того, какие чувства это может вызывать у психоаналитика. Поэтому чувства, возникающие у психоаналитика в адрес пациента, могут казаться очень вредным для психоаналитического процесса.

Фрейд считал встречный перенос (Gegenubertragung) помехой для анализа – как нарушение аналитической нейтральности и отклонение от нее. У Фрейда была идея, что психоаналитик должен быть хорошо отполированным зеркалом, чтобы отражать пациента, и чтобы тот мог увидеть себя в неискаженном виде. Под отражением, имеются в виду беспристрастные и непредвзятые объективные интерпретации. Для этого, по мнению Фрейда, требовалась нейтральность психоаналитика, чтобы он своим активным эмоциональным поведением не привносил в анализ свои чувства. А в случае прояления встречных переносных чувств зеркало оказывается неровным и в пятнах. Фрейд (1910) рассматривал встречный перенос как бессознательные реакции психоаналитика на пациента: ни один психоаналитик не может зайти дальше, чем позволяют его собственные комплексы и внутренние сопротивления. Хотя Фрейд и не нашел ничего полезного в том, что пациент вызывает у психоаналитика чувства, но был абсолютно прав, что комплексы психоаналитика создают непреодолимое препятствие для продвижения психоанализа. К сожалению, в современном психоанализе уделяется много внимания контрпереносу, как источнику понимания пациента, и очень редко замечается перенос самого психоаналитика на пациента, в который вложены личные чувства и фантазии самого психоаналитика, не связанные с пациентом.

Новый взгляд на котрперенос

В 1950 году Паула Хайманн опубликовала статью “О контрпереносе”, которая изменила классическую точку зрения на контрперенос. Ее идея такова, что контртрансферентные реакции, в той мере, в которой мы можем осознать их, можно использовать для того, чтобы лучше и на более глубоком уровне понимать пациента; что контрперенос на самом деле есть важный источник знаний о бессознательном пациента и, следовательно, является чем-то желательным для анализа. Хайманн говорит, что контрперенос предоставляет уникальную возможность исследовать бессознательные внутрипсихические конфликты и психологические защиты пациента. Эмоциональное отношение и реакции психоаналитика на пациента представляют собой один из важнейших инструментов в аналитической работе. Будучи внимательным к собственным реакциям, психоаналитик получает более глубокое понимание бессознательного, латентного материала, и невысказанных посланий со стороны пациента.

Хайманн включала в контрперенос все чувства и реакции аналитика, и не ограничивала его значение только иррациональными аспектами реакций. Контрперенос состоит из невротических и не невротических, сознательных и бессознательных реакций на переносы и на личность пациента. По ее мнению, контрперенос в бо́льшей степени является реакцией на бессознательные конфликты пациента, на то, как они развертываются в процессе аналитического взаимодействия пациента с психоаналитиком, и в меньшей степени являются признаком внутренних конфликтов и черт характера самого психоаналитика.

Итак, Хайманн вкладывает нечто совершенно новое в понятие контрпереноса: он “создается” пациентом и является частью его личности, во взаимодействии с психоаналитиком. Одновременно она указывает на опасности такой точки зрения. Психоаналитик должен избегать того, чтобы выступать также актером в драме, которую разыгрывает пациент, и кроме того, избегать бессознательной эксплуатации их отношений для собственных нужд. И психоаналитик не должен делиться своими чувствами с пациентом. Такая честность неизбежно превращается в исповедь и становится бременем для пациента.

По сравнению с классической точкой зрения на контрперенос, этот взгляд представляет собой нечто радикально новое. Чувства психоаналитика являются не только нарушающим фактором, но и чем-то неизбежным, даже чем-то желательным, потенциальным источником более глубокого понимания пациента. Но психоаналитику нужно научиться отличать собственные чувства к пациенту, от тех чувств, которые вызывает в нем собственно пациент.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Trending