По мнению Фрейда для успешного психоаналитического лечения должен сформироваться невроз переноса – когда все симптомы пациента лишаются своего первоначального значения и переносятся на фигуру психоаналитика; когда, можно сказать, больной совершенно “забывает” про свою болезнь, потому что поглощен взаимоотношениями с психоаналитиком.

«Для уничтожения симптомов необходимо вернуться к их возникновению, оживить конфликт, из которого они произошли, и по другому разрешить его с помощью таких движущих сил, которыми больной в свое время не располагал. Эта ревизия процесса вытеснения может осуществиться лишь отчасти по следам воспоминаний о процессах, которые привели к вытеснению. Решающая часть работы проделывается, когда в отношении к врачу в переносе создаются новые варианты старых конфликтов, в которых больной хотел бы вести себя так же, как он вел себя в свое время – между тем как, используя все находящиеся в распоряжении [пациента] душевные силы, его побуждают принять другое решение. Таким образом, перенос становится полем битвы, где сталкиваются все борющиеся между собой силы.»

В дальнейшем остается только проанализировать взаимоотношения пациента с психоаналитиком для того, чтобы излечить пациента.

«Но преодоление этого нового искусственного [возникшего в процессе психоаналитического лечения] невроза означает и освобождение от болезни, которую мы начали лечить, – это решение нашей терапевтической задачи. Человек, ставший нормальным по отношению к врачу и освободившийся от действия вытесненных влечений, остается таким и в частной жизни, когда врач опять отстранил себя [в результате окончания лечения]. Такое исключительное, центральное значение переноса имеется при истериях, истериях страха и неврозах навязчивых состояний, объединяемых поэтому по праву под названием неврозов переноса
(Фрейд. “Введение в психоанализ. Лекции” Лекция 27)

Психоанализ родился именно в процессе лечения конверсионной истерии (случай Анны О.). Со слов Фрейда и его последователей, конверсионная истерия была весьма распространена в те времена. Однако современные психоаналитики и психиатры не часто встречаются с конверсионной истерией в своей повседневной практике. Куда делась эта болезнь? Некоторые психоаналитики это связывают с изменениями в социальной структуре общества – современные люди стали более разобщены, поэтому сегодня особое распространение получили нарциссические расстройства личности и шизофрения – общество шизоидируется (Фриц Риман. “Основные формы страха”). Очевидно, что это так.

Случай Анны О.

Психоанализ зародился в процессе лечения катартическим методом доктором Брейером и его ассистентом Фрейдом больной конверсионной истерией Анны О. (Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд “Исследования истерии”, 1895). Но была ли Анна больна истерией? Психиатр Олег Григорьевич Виленский утверждает:

«Прежде всего, диагноз истерии в данном случае явно не соответствует описанию, сделанному Брейером и Фрейдом. Можно говорить лишь об отдельных истерических симптомах (кратковременные параличи, нервный кашель и т. п.), вкрапленных в структуру картины типичной и тяжелой шизофрении, что нередко встречается в клинической практике. В пользу этого убедительно говорят такие симптомы, как галлюцинации, отказ от пищи, суицидальные попытки и, самое главное, расщепление личности (схизис), что проявилось в переходе пациентки с родного языка на иностранный и ощущении того, что она живет в двух измерениях (прошлом и настоящем).»
(О.Г. Виленский. “Зигмунд Фрейд и психоанализ. Взгляд психиатра”)

Возможно, распространенность истерии, с которой постоянно сталкивались Фрейд и его последователи в те времена, и почти полное исчезновение этого заболевания в наше время, можно объяснить тем, что психоаналитики в те годы часто имели дело не с истерией, а с шизофренией. Фрейд и его последователи (кроме Юнга) не считали психоанализ пригодным для лечения Dementia Praecox (так называли шизофрению в те года), в связи с тем, что при этом заболевании не формируется невроз переноса. Но они еще не были знакомы со всеми формами шизофрении и с ее многоликостью, подробно описанной только во второй половине XX века.

Современный психоанализ применяется при лечении шизофрении в комплексном подходе. Это очень длительный процесс, который может занимать десятилетия. Чаще больного шизофренией удается только поддерживать и удерживать от психотических рецидивов, поэтому ему приходится проходить психоанализ всю свою жизнь.

Анна О., к сожалению, тоже не была полностью излечена катартическим методом доктора Брейера. Временное улучшение сменилось рецидивом, когда Анна стала испытывать родовые схватки, утверждая, что рожает ребенка от доктора Брейера (являясь девственницей). Это был психотический припадок. Доктор Брейер почувствовал себя беспомощным помочь Анне и прекратил ее лечение, испугавшись подобного проявления невроза переноса.

Но в целом, катартическое лечение благотворно повлияло на Анну, и она в дальнейшем смогла заниматься даже общественной деятельностью, защищать права женщин.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Trending