Ситуация в отношении матери к младенцу может поменяться со временем в лучшую сторону, если она хоть немного уделяет внимания своему малышу. Пусть и с опозданием, младенец начнет улыбаться своей маме, гулить, тянуться к ней ручками. И мать оживет. И все пойдет своим чередом внешне нормально. Но у ребенка в душе останется “дыра”.
Если растущий ребенок не будет в дальнейшем подвергаться серьезным психическим травмам, он будет выглядеть почти как нормальный. Ну, разве что, только, будет несколько менее веселым и подвижным, чем другие дети, или, наоборот, гиперактивным.
Все может идти внешне нормально. До подросткового возраста, когда его накроет “беспричинная” депрессия.
Конечно, беспричинной депрессия быть не может. В подростковом возрасте ребенок испытывает стресс в связи с гормональным бумом, оказываясь в конфликте между растущим сексуальным желанием и невозможностью его полноценного удовлетворения. Будучи менее активным, более закрытым и недостаточно жизнелюбивым, чем его сверстники, он будет неизбежно проигрывать конкуренцию за внимание и любовь. Мартиролог его поражений будет расти, лишая подростка уверенности в себе, порождая пессимизм и апатию.
Со стороны это будет выглядеть “нормально”: некоторая подростковая замкнутость, некоторая подростковая нерешительность, может быть, “несчастная любовь”, столь частая в этом возрасте.
Что это хроническая депрессия, станет понятно не скоро, потому что он жил со своей анаклитической депрессией всю свою жизнь. Если, конечно, темные мысли не сгустятся настолько, что он решится раз и навсегда покончить со своим мучительным существованием. Все попытки самоубийства среди подростков, совершенные без видимой причины, являются следствием хронической депрессии, причина которой в далеком младенчестве.
Пережив страсти подросткового кризиса, такой человек будет жить наполовину, часто и длительно испытывая апатию и бессилие – если депрессия не будет диагностирована, и его не “подсадят” на антидепрессанты.
Такие люди часто выбирают профессии врачей, психологов и философов. За этим выбором стоит желание разобраться в себе. Если такому человеку удается получить соответствующее образование, то он становится хорошим врачом или психотерапевтом (раненый целитель по Юнгу). Желание помочь себе часто вызывает желание помочь другим.Но чаще, низкий жизненный тонус не позволяет окончить столь сложное образование. Тогда работа “нормальных” людей для них становится проклятием от понедельника до пятницы, от отпуска до отпуска.
Но некоторым удается “нырнуть” в суету жизни (забросить себя в бытие по Хайдеггеру). Основной задачей таких людей является ни на минуту не останавливаться, чтобы не почувствовать в себе депрессивные переживания. Это может выражаться как в бурной профессиональной деятельности, так и в непрерывных “тусовках”, для поддержания тонуса часто приходится прибегать к алкоголю или наркотикам. Депрессия становится ажитированной. Если такое состояние маниакального возбуждения не удается поддерживать постоянно, такой человек проваливается в тяжелую депрессию. Когда такие состояния маниакального возбуждения и депрессии регулярно чередуются, ставят диагноз маниакально-депрессивный синдром (циклотимия).
Leave a Reply