В классическом психоанализе под регрессией подразумевают, прежде всего, регрессию либидо на предыдущие стадии развития. Фрейдом была разработана концепция психосексуального развития, в соответствии с которой ребенок проходит последовательно три основные стадии:
1. Оральная (0 – 18 мес.) – на этой стадии основной деятельностью ребенка является сосание. Как выразилась Мелани Кляйн, психика ребенка зарождается вокруг соска его матери. Фрейд приписывал младенцу эротическое удовольствие, связанное с процессом сосания.
2. Анальная (18 мес. – 3 года) – на этой стадии, по мнению Фрейда, основная деятельность ребенка связана с дефекацией и приучением к горшку. Ребенок испытывает эротическое удовольствие от процесса дефекации, а также вступает в конфликт с родителями, противодействуя приучению его к опрятности и контролю сфинктеров.
3. Фаллическая (3 года – 5 лет) – эта стадия совпадает с развитием Эдипова комплекса. По мнению Фрейда в этот период для детей обоих полов важность представляет только один орган – пенис. Основное удовольствие ребенка в этот период связано с эротическими фантазиями о связи с родителем противоположного пола и победой над конкурирующим родителем того же пола.
Базу для регрессии либидо подготавливает фиксация на одной из перечисленных стадий психосексуального развития.
Leave a Reply