Фрейд выводит влечение самосохранения из биологических причин:
«По природе своей оно относится к области биологии, пользуется понятием тенденции (или же целесообразности) и гласит: нервная система представляет из себя аппарат, на который возложена функция устранять доходящие до нее раздражения, низводить их по возможности до самого низкого уровня, или же, если бы это только оказалось возможным, этот аппарат стремится к тому, чтобы вообще избегать каких-либо раздражений.»
(Фрейд. “Влечения и их судьба”)
Также Фрейд использует в качестве синонима к термину влечения к самосохранению термин влечения Я. Надо заметить, что для перевода немецкого слова Ich, мы используем здесь русское слово Я, а не английскую транскрипцию Эго, для того, чтобы подчеркнуть, что не следует ассоциировать Я со структурной моделью психики по Фрейду, включающей в себя триединство инстанций ИД, Эго и Супер-Эго. В тех работах Фрейда, на которые мы здесь ссылаемся, термин Ich (Я) означает не подструктуру психики, а всю целокупную психику, включая телесные переживания – то, что теперь называют Самостью (Self).
«Я не нуждается во внешнем мире, поскольку оно аутоэротично, но оно получает из этого мира объекты вследствие переживаний влечений к самосохранению и не может избежать того, чтобы не воспринимать в течение некоторого времени внутренних раздражений влечений как неприятных.»
(там же)
По сути, Фрейд имеет в виду, что первоначально младенец вступает в отношения с матерью или кормилицей только из-за голода. Именно из этих взаимоотношений, вызванных голодом, рождается первичная любовь (как выразился Балинт).
«При поисках объяснения огромное значение имеет очевидное противоречие между влечениями, которые подчинены сексуальности [либидо], достижению сексуального удовольствия, и влечениями, нацеленными на самосохранение индивида, или влечениями Я. Все органические влечения в нашей психике могут быть разделены, как сказал поэт, на Голод и Любовь.»
(Фрейд. “Психогенное нарушение зрения в психоаналитической концепции”)
Сам Фрейд нигде не дает определение или список влечений к самосохранению, как бы подразумевая, что это понятно само по себе. Только однажды вскользь упоминает поиск пользы и избегание вреда:
«Как стремящееся к удовольствию Я может только желать, искать удовольствия и избегать неудовольствия, так стремящееся к реальности Я должно искать пользы и застраховать себя от вреда.»
(Фрейд. “Положение о двух принципах психической деятельности”)
Естественно полагать, что влечения к самосохранению должны включать в себя другие потребности младенца, кроме утоления голода – это и регуляция температуры тела, и чистота тела, и чувство безопасности, и общий телесно-психологический комфорт, когда младенец блаженно засыпает на груди матери, но Фрейд в явной форме упоминает только голод.
Фрейд не зря называет влечения к самосохранению влечениями Я, этим он подчеркивает функцию Я (или только одну её часть) следовать принципу реальности, а значит, заботиться о самосохранении, в противоположность сексуальным импульсам, которые идут из бессознательного, в котором царит принцип удовольствия.
В работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд сожалеет, что в психоанализе недостаточно развит анализ Я, в результате чего не удалось обнаружить другие действующие в Я влечения, кроме влечения к самосохранению.
Leave a Reply