(Фрейд. “Влечения и их судьба”)

Также Фрейд использует в качестве синонима к термину влечения к самосохранению термин влечения Я. Надо заметить, что для перевода немецкого слова Ich, мы используем здесь русское слово Я, а не английскую транскрипцию Эго, для того, чтобы подчеркнуть, что не следует ассоциировать Я со структурной моделью психики по Фрейду, включающей в себя триединство инстанций ИД, Эго и Супер-Эго. В тех работах Фрейда, на которые мы здесь ссылаемся, термин Ich (Я) означает не подструктуру психики, а всю целокупную психику, включая телесные переживания – то, что теперь называют Самостью (Self).

«Я не нуждается во внешнем мире, поскольку оно аутоэротично, но оно получает из этого мира объекты вследствие переживаний влечений к самосохранению и не может избежать того, чтобы не воспринимать в течение некоторого времени внутренних раздражений влечений как неприятных.»

(там же)

По сути, Фрейд имеет в виду, что первоначально младенец вступает в отношения с матерью или кормилицей только из-за голода. Именно из этих взаимоотношений, вызванных голодом, рождается первичная любовь (как выразился Балинт).

«При поисках объяснения огромное значение имеет очевидное противоречие между влечениями, которые подчинены сексуальности [либидо], достижению сексуального удовольствия, и влечениями, нацеленными на самосохранение индивида, или влечениями Я. Все органические влечения в нашей психике могут быть разделены, как сказал поэт, на Голод и Любовь

(Фрейд. “Психогенное нарушение зрения в психоаналитической концепции”)

Сам Фрейд нигде не дает определение или список влечений к самосохранению, как бы подразумевая, что это понятно само по себе. Только однажды вскользь упоминает поиск пользы и избегание вреда:

«Как стремящееся к удовольствию Я может только желать, искать удовольствия и избегать неудовольствия, так стремящееся к реальности Я должно искать пользы и застраховать себя от вреда

(Фрейд. “Положение о двух принципах психической деятельности”)

Естественно полагать, что влечения к самосохранению должны включать в себя другие потребности младенца, кроме утоления голода – это и регуляция температуры тела, и чистота тела, и чувство безопасности, и общий телесно-психологический комфорт, когда младенец блаженно засыпает на груди матери, но Фрейд в явной форме упоминает только голод.

Фрейд не зря называет влечения к самосохранению влечениями Я, этим он подчеркивает функцию Я (или только одну её часть) следовать принципу реальности, а значит, заботиться о самосохранении, в противоположность сексуальным импульсам, которые идут из бессознательного, в котором царит принцип удовольствия.

В работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд сожалеет, что в психоанализе недостаточно развит анализ Я, в результате чего не удалось обнаружить другие действующие в Я влечения, кроме влечения к самосохранению.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Trending