Ребенок, который подвергается частой потери любви, видит единственную этому причину – его не любят, потому что он плохой. Это формирует чувство стыда. Хотя чувство стыда необходимо для воспитания – оно вредно для самооценки.
Ощущение себя плохим создаст серьезные проблемы в условиях конкуренции среди сверстников в детском саду и школе, когда ребенок изначально чувствует себя проигравшим. А чувство стыда в результате таких поражений будет только усиливаться.
Несчастная любовь, характерная для подросткового возраста, окажется для него дополнительной серьезной травмой, подтверждающей его худшие опасения, что он не может быть любимым, что также усилит чувство стыда.
Ощущение себя плохим и недостойным может сказаться и на выборе объекта любви во взрослом возрасте. Отсутствие опыта побед и низкая самооценка могут привести к тому, что в качестве объекта любви он может выбрать не того человека, который ему нравится, а которого он жалеет.
В профессиональной сфере хроническое чувство стыда тоже будет вызывать серьезные проблемы. Такой человек, не имеющий опыта побед и склонный реагировать на поражения стыдом, будет заранее капитулировать, обреченно понимая, что он недостойный для успешной конкуренции. Такая жизненная позиция может быть причиной формирования альтруистической капитуляции как сознательной жизненной позиции.
Потеря любви родителя – горе для ребенка. Фиксация на страхе потери любви может отравить всю его взрослую жизнь. В каждой ситуации, которая может казаться угрожающей потерей любви, у такого человека будет возникать паника, отчаяние и даже депрессия. Он и сам будет понимать, что подобные реакции оказываются несоразмерными событиям, их вызвавших. Но истинная причина такого реагирования будет уже “прочно” забыта (вытеснена). Таким образом депрессия оказывается забытым горем, поэтому ее не удается пережить, и она все возвращается и возвращается.
Leave a Reply